Загадка камней Ики: научная сенсация или мистификация? стр.7

Статьи > Загадка камней Ики

УЖ ЕСЛИ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ ИСТОРИЮ, ТО С ФАКТАМИ В РУКАХ
Кандидат исторических наук В. БАШИЛОВ.

В статье Ю.А. Зубрицкого излагается "гипотеза" перуанского ученого, доктора медицины X. Кабреры Даркеа о существовании в древности цивилизации неандертальцев. Такое предположение ведет к пересмотру кардинальных представлений современной исторической науки. Ведь считается, что Новый Свет был заселен лишь 25-30 тысяч лет назад, в верхнем палеолите, когда неандертальцы уже исчезли, уступив место человеку современного вида. В Центральных Андах (территория Перу и Боливии) человек появился не раньше чем 20 тысяч лет назад.

Ни археологи, ни представители других наук о древнейшем прошлом человечества никогда не отказывались от пересмотра старых концепций. Но при одном условии - отказ от этих концепций должен быть очень серьезно и убедительно аргументирован фактами! Достаточно вспомнить о революции, которую произвели в антропологии открытия Л. Лики, удревнившие историю человека на два миллиона лет. Ученые согласились с принципиальным изменением старых научных представлений именно потому, что оно базировалось на многочисленных доказанных фактах.

Какие факты составляют основу для гипотезы X. Кабреры? Она опирается лишь на серию рисунков на камнях. И хотя их тысячи, но нет ни орудий, ни жилищ, ни остатков погребения тех, кто создал эту так называемую неандертальскую цивилизацию (хотя материальная культура неандертальцев достаточно хорошо известна). Кабрера считает, что ""неандертальцы" оставили после себя много следов их высокого культурного развития. Например, загадочные полосы и рисунки в пустыне Наска. Но перуанский археолог Мария Рейхе подробно рассказала об исследовании этих полос, оставленных создателями культуры Наска, которые жили много тысячелетий спустя после исчезновения "неандертальской цивилизации".

Обратимся к рисункам "камнетеки" Ики. Что же связывает изображенных на них людей с неандертальцами? Прежде всего, как утверждается в гипотезе, это непропорционально большая голова и то, что большой палец на руках не противопоставлен остальным. Но искажение пропорций человеческой фигуры вообще характерно для древнего искусства. Достаточно вспомнить статуи культуры Тиауанако, где голова обычно составляет чуть менее трети роста. Примерно такое же соотношение у человеческих изображений на сосудах культуры Наска. Даже на самых реалистических изображениях людей в искусстве культуры Мочика размеры головы и других частей тела соотносятся как 1:4. В искусстве всех этих культур 1 тысячелетия н.э. встречаются и искаженные изображения человеческой руки. Иногда изображаются только четыре пальца, иногда вся кисть вывернута в обратную сторону. Это объясняется определенной манерой стилизации, а не особенностями физического строения изображаемых людей. Наряду с такими есть и совершенно обычные по нашим стандартам изображения. Поэтому нет оснований считать неестественные пропорции и неправильно переданную кисть руки признаками неандертальцев. У нас нет главного - и это уже отметил выше В. П. Алексеев - не найдено ни одного неандертальского скелета, который бы имел прямое отношение к этим загадочным камням. Поэтому, видимо, преждевременно рассуждать о неандертальском населении Центральных Анд 150-200 тысяч лет назад.

Но, может быть, камни из коллекции доктора Кабреры относятся к какой-либо из известных древних цивилизаций, которые на территории Нового Света появляются в 1 тысячелетии н.э.? В Центральных Андах это уже упоминавшиеся Мочика, на перуанском побережье - Наска и Тиауанако на Боливийском плоскогорье. Руины городов и поселений, могильники с ярко выраженными социальным и имущественным неравенством погребенных, развитое искусство, отражающее сложные религиозные и мифологические представления,- вот те характернейшие черты, которые встречаются во всех древних цивилизациях. Да и само понятие "цивилизация" неразрывно связывается с обществом, уже разделенным на классы. Каждая из древнеперуанских цивилизаций обладает яркими, своеобразными особенностями. Но ни с одной из них нельзя связать рисунки на камнях Ики.

Среди "наследства", оставленного "разумными неандертальцами" из города Ики своим потомкам, называются циклопические сооружения Древнего Перу, каменные великаны острова Пасхи. За последнее время стало уже какой-то традицией привлекать подобного рода памятники для решения запутанных "загадок" истории. На самом же деле известно, что циклопические здания Тиауанако в Боливии были построены местным населением в 1 тысячелетии н.э., а крепости Саксайуаман и Мачу-Пикчу в Перу воздвигли инки в первой половине 2 тысячелетия н.э. (см. статью Ю. Зубрицкого - "Наука и жизнь" № 7, 1973 г., стр. 91).

Как же в таком случае оценить рисунки из Ики? Кто и когда нанес их на камни? Место их нахождения и условия находки тщательно скрываются. Можно опираться только на те немногочисленные фотографии, которые появились в различных периодических изданиях (наиболее полную публикацию см. в журнале "Латинская Америка" № 1, 1976). Судя по этим фотографиям и четырем камням, присланным в Институт археологии АН СССР из Перу, авторы рисунков были знакомы с некоторыми мотивами древнеперуанского искусства, хотя их совмещение достаточно эклектично.

Вместе с тем обращает на себя внимание, что все рисунки сделаны в одном стиле. Как бы ни различались сюжеты этих изображений, все они очень похожи по деталям исполнения. Если в той же манере выполнены и остальные экспонаты коллекции доктора Кабреры, то рисунки должны были быть нанесены в относительно короткий период времени и, может быть, даже одной рукой. Огромное их количество (около 16 тысяч камней, впрочем, эта цифра постоянно варьируется) заставляет думать о "промышленном" производстве знаменитой "камнетеки" Ики. А доктор X. Кабрера, вероятнее всего, стал жертвой фальсификаторов. Вполне возможно, что в его коллекции есть ряд подлинных вещей, послуживших источником для изготовления всей серии поддельных изображений.



Источник
Журнал "Наука и жизнь" №5 1976г.