Жан-Пьер Протцен. Добыча и обработка камня у инков. стр.13

Статьи >Добыча и обработка камня у инков


ДОБЫЧА И ОБРАБОТКА КАМНЯ У ИНКОВ*
Жан-Пьер Протцен Калифорнийский университет, Беркли, перевод JazzPROMT

Альтернативные техники

Хотя нет сомнения, что техника обстукивания была основным методом обработки камня, в районе, что я обследовал, имеются доказательства того, что инкским каменщикам были известны и иные техники работы с камнем.

Многие из стандартных блоков в Ольянтайтамбо демонстрируют чрезвычайно полированные участки граней и ребер, в то время как остальная часть поверхностей имеют знакомые следы ударов. Этот блеск, возможно, был, достигнут с помощью брусков пемзы, несколько обломков которой, я нашел.

Не далеко от "религиозного сектора" Ольянтайтамбо, есть каменный блок, который, как будто был выпилен. В действительности же, этот камень не выпиливался вообще. Предполагаемый распил, который показывают каждому туристу, и упомянутый Равинесом в редакционной сноске к статье Аутватера "Edificaccin de la fortaleza de Ollantaytambo", на самом деле, только кварцевая жила, которая частично выветрилась*. Однако, в несколько сотенях метров от этого камня, в месте, известном как Инкамисана, есть много подлинных прорезей, формирующих ромбический узор. Эти прорези - результат трения, а не разрушения или обстукивания. Они, возможно, были сделаны некой пилой или напильником, но явно не тросиком или шнуром, так как эти прорези примыкают к вертикальной стене, через которую, никакой тросик протянуть не возможно. Прорези фактически состоят из двух тонких пропилов, с не большим хребтиком между ними, который впоследствии был выломан.

Канавка и Инкамисане

Канавка сделанная из двух прорезов в Инкамисане. Прорези - результат трения, а не выстукивания.

Подобные прорези, формирующие такие же узоры, могут быть найдены на камнях, отмеченных как "булыжники", в музее в Куско.

Приблизительно в 20м к северу северо-востоку от Храма Солнца, в религиозной части Ольянтайтамбо, есть будто отлитый камень с лиловым оттенком аркозового метапесчаника, который демонстрирует интересный след от трения.

Пропил на блоке в Ольянтайтамбо

Прорез, полученный трением, с помощью неизвестного инструмента, на камне "фонтана" в Ольянтайтамбо.

Равинес предположил, что этот камень - в состоянии "средней степени полировки"*. В Ольянтайтамбо, есть некоторые хорошие примеры полированных блоков. Как упомянуто прежде, большинство блоков красного гранита, лежащих в округе, отполированы, почти до зеркального блеска. Это указывает на то, что следы на рассматриваемом камне происходят не от полировки, а от некого способа распиливания. Но опять же, эти распилы не могли быть сделаны тросиком или шнуром; кривизна распила противоречит тому, что его можно было получить шнуром. На всей территории, что я исследовал, имеются еще доказательства, показывающие, что инки в отдельных случаях выпиливали камни. Какие инструменты они использовали для этого, я еще не знаю.