Жан-Пьер Протцен. Добыча и обработка камня у инков. стр.1

Статьи >Добыча и обработка камня у инков


ДОБЫЧА И ОБРАБОТКА КАМНЯ У ИНКОВ*
Жан-Пьер Протцен Калифорнийский университет, Беркли, перевод JazzPROMT

Строительные технологии инков долгое время были предметом диких предположений. Исследования участков древних карьеров и многочисленных стен из обработанного камня показывают, что удивительные постройки инков были созданы очень простыми средствами. Камни отбирались из обвалов или просто отламывались, от скальных выходов, клиньями. Если была необходимость расколоть крупные блоки, то использовались большие каменные отбойники. Для обработки камней, использовались более мелкие, полукилограммовые отбойники, до тех пор пока камень не приобретал требуемую форму. Подгонка одного камня к другому производилась методом проб и ошибок, путем стесывания уже уложенных камней. Эксперименты показывают, что этими приемами камень может быть добыт, обколот, обтесан, и подогнан без больших усилий и за короткое время.


Когда Пачакути, девятый Инка, пришел к власти в (или около) 1438г., он приказал, чтобы Куско, столица его зарождающейся империи, был перестроен в камне. Каменщики, которых он отрядил, на работы, и те, кто работал на его преемников, создали уникальный стиль каменной кладки.

Начиная с испанского завоевания в 1532г., достижения и изобретательность инкских каменщиков производили глубокое впечатление на каждого странствующего по горной местности, к югу от центрального Перу. Один из самых внушительных инкских памятников – "крепость" Саксайуаман около Куско, Педро Санчо написал в 1534г., "ни мост Сеговии, ни любые здания, построенные Геркулесом или римлянами, не столь достойны того, чтобы быть замеченным как это"*. И 450 лет спустя, десятки тысяч туристов, которые стекаются каждый год к руинам инков, переполнены страхом, изумлением и удивлением. От Куско до Писака, от Ольянтайтамбо до Мачу-Пикчу, они поражаются абсолютной красоте инкской кладки, будучи ошарашенными реальным размером камней, и ошеломленными тщательной точностью, с которой каждый камень подогнан к соседнему.

Культура инков возникает в долине Куско около 1200г. н.э. В течение приблизительно 200 лет Инки оставались в пределах своих границ, являясь небольшим сельскохозяйственным государством. Но при Пачакути они вырываются из своей территории, чтобы пуститься в рискованное предприятие по созданию империи, которые многие сравнивают с Римской *.

На своем пике — ко времени испанского завоевания — империя инков разрослась от Чили до Эквадора, от реки Маул на юге, до реки Ангасмайо на севере, от Тихоокеанского побережья на западе, до высокогорий Анд и границ бассейна Амазонки на востоке *.

Сравнение инков с римлянами не случайное. Оно опирается не только на масштаб их империй и военных деяний, которыми империи были завоеваны, но также и на грандиозную строительную программу, выполненную инками, которая была весьма подобна римской. Инки построили дорожную сеть, полная длина которой была оценена приблизительно в 10000 миль. Две магистрали пролегали через всю империю, одна вдоль Тихоокеанского побережья, другая через центральную горную местность. Обе были связаны многочисленными поперечными дорогами, везде, где позволяла топография. На большинстве проложенных дорог, где ландшафт требовал этого, были проделаны туннели или уложены ступеньки. Через реки были смело протянуты подвесные мосты, чьи канаты были сплетены из прутьев *.

Протяженность дорожной сети была сравнима, если не превосходила, с тысячами миль сельскохозяйственных террас, что до сих пор сшивают андские пейзажи от Боливии до Эквадора. Террасы защищали почву от эрозии во время обильных летних дождей и делали ландшафт пригодным для культивирования. Поля орошались широкой и разветвленной системой водных каналов, многие из которых используются и поныне. Можно было бы предположить, что строительство инфраструктуры такого масштаба, вкупе с огромными затратами сил на войны, должны были исчерпать ресурсы государства инков, но инки, не смотря на это, также смогли построить цитадели, храмы, дворцы, пункты отдыха вдоль своих дорог, склады для пищи, одежды и оружия, и водопроводные сооружения для церемониальных целей и (возможно) отдыха.

Строители инков использовали множество средств, в своем зодчестве. Они были хорошо сведущими в постройке и использовании глинобитных стен, стен из соединенных грязью камней, и сухих стен из необработанных и обработанных камней. Однако, именно в последнем, они превзошли и достигли уровня несравнимого совершенства. Стены из обработанных камней, имеющих часто циклопические размеры, были сложены не только без цемента, но и с точностью, которая часто находилась в пределах долей миллиметра. Ремесло инкских каменщиков не было ограничено техническими аспектами. Эстетическая направленность их работы очевидна в многочисленных кладках, в геометрии стыков, и разнообразии текстур стен, достигнутых различными методами обработки поверхности.

Как удавалось инкским каменщикам, не обладавшим железными инструментами и не знавшим колеса, обтесывать и подгонять камни, и возводить стены, которые стали объектом такого восхищения? Как архитектор интересующийся технологией строительства, я в течение некоторого времени был заинтригован красотой и совершенством инкской кладки.

Вопрос технологии - это, конечно же, вопрос о том, как инки ухитрялись строить такой кладкой. Эта проблема может быть конкретизирована, вопросами по следующим операциям:
a) Добыча камня. Какой камень инки выбирали? Как, и каким инструментом, они извлекали и раскалывали его?
b) Обтесывание и обработка. Как, и каким инструментом, эти операции были выполнены и где?
c) Подгонка и укладка. С помощью, какой техники, и какими приспособлениями, инки достигали знаменитой подгонки камней?
d) Погрузка и транспортировка. Как и с помощью каких приспособлений, инки транспортировали и поднимали строительные камни?

Опираясь на свое исследование области Куско в 1982 и 1983г., я могу ответить на вопросы по первым трем операциям. Исследование, включало, анализ многочисленных инкских стен в Куско и вокруг него, и посещение нескольких древних карьеров. Особое внимание было обращено на два карьера: Качиката, из которого инки добыли красный гранит, частично используемый при строительстве Ольянтайтамбо, и Румиколька, из которого доставлялась большая часть андезита, используемого в строительстве Куско.